Критерии отбора детей на бюджетные места по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств

Критерии отбора детей для обучения по

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе

в области изобразительного искусства «Живопись»

При поступлении в Детскую школу искусств на обучение по ДПОП «Живопись» ребёнок должен выполнить творческое задание, оценивая которое приёмная комиссия выносит решение о возможности (не возможности) обучения по данной программе.

На вступительные экзамены поступающие приходят за 15 минут до начала экзаменов, самостоятельно устанавливают мольберты и табуреты. После выполнения задания подписывают свою работу, где указывают фамилию, имя и возраст печатными буквами. Неподписанные работы не рассматриваются. По окончании экзамена поступающие сдают работу преподавателю, только после этого могут покинуть аудиторию.

В качестве творческого задания ребенок должен выполнить рисунок натюрморта с натуры, состоящий из двух предметов, различных по форме и материалу, цвету и тону, и драпировок. Материалы – бумага А3, акварель, гуашь, кисти, палитра, емкость для воды. Срок выполнения – 4 академических часа.

Поступающий должен разместить предметы на листе,  правильно передавать пропорции предметов и посредством цветопередачи  выявлять объёмную форму предметов и их  пространственное расположение.

Дополнительно, поступающий предоставляет приемной комиссии самостоятельно выполненные домашние работы на любую тему (пейзажи, натюрморты, портреты, фантазийные рисунки, иллюстрации, рисунки животных и т.д.). Не рассматриваются рисунки — скопированные, срисованные с любых изобразительных источников.        

При отборе детей комиссия оценивает:

КОМПОЗИЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ: правильный выбор расположения листа – горизонтальное или вертикальное, в зависимости от постановки натюрморта, умение размещать предметы на листе.

ПРОПОРЦИИ И ФОРМА ПРЕДМЕТОВ: умение сравнивать предметы в натюрморте по масштабу и расположению, конструктивное решение изображаемых предметов, передача их пропорций,   формы и характера.

ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ: умение смешивать краски и передавать цвет предмета наиболее реалистично, умение передавать основные цветовые и тональные отношения.

ПЕРЕДАЧА ОБЪЕМА: наличие у изображаемых предметов  собственных и падающих теней, света и бликов.

ВЛАДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ: умение пользоваться выбранными для приемных испытаний художественными материалами.

Критерии оценки творческих способностей поступающих, необходимых для освоения программы «Живопись»

            Каждое творческое задание-испытание (включая и домашнее) оценивается по пятибалльной системе с использованием трехкомпонентного оценивания выполненной работы: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку поступающих.

Фантазия: на первом этапе оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.

Композиция: предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции – для поступающих с подготовительного отделения школы (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.)

Техника исполнения: выразительность цветового решения предполагает наличие индивидуального цветового  решения, законченность работы.

 

Оценочный балл

«Фантазия»

«Композиция»

«Техника исполнения»

Оптимальный

(5 баллов)

поступающий демонстрирует свое оригинальное решение задачи

все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно, при самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается

поступающий способен самостоятельно применять имеющиеся знания, умения, навыки в работе с различными художественными материалами и инструментами, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы

Достаточный

(4 балла)

решение поставленной задачи с небольшими замечаниями

имеются незначительные ошибки

поступающий допускает незначительные ошибки в применении тех или иных выразительных средств и способов их применения

Удовлетвори тельный

(3 балла)

использование готового шаблона, стереотипность мышления

грубые ошибки, поступающий плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов

в работе поступающего имеются серьезные ошибки в передаче цветового или графического решения задания

Критический

(2 балла)

полное отсутствие фантазии, воображения

отсутствие композиционных навыков

неряшливая, незаконченная или выполненная наспех работа

 

 

Критерии отбора детей, поступающих в

«Детскую школу искусств» на обучение по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», Духовые инструменты»

  1. Рассказать стихотворение, в котором оценивается выразительность, умение ребёнка эмоционально отреагировать на содержание стиха.
  2. Ответить  на вопросы о возрасте, имени, месте жительства,

 о своём  распорядке дня, где оценивается умение ребёнка в достаточной степени чётко сформулировать свою мысль.

  1. Умение точно и  чисто проинтонировать  несложную мелодию в пределах квинты  малой и первой октавы.
  2. Определение на слух количество одновременно звучащих нот.
  3. Спеть любимую песню под аккомпанемент фортепиано.
  4. Повторить  ритмический рисунок за преподавателем, состоящий из четвертных, восьмых длительностей, услышать  синкопу в ритме.
  5. Охарактеризовать исполненное преподавателем произведение с точки зрения характера (грустно, весело, и т.д.), направления мелодии (вверх, вниз), определить жанр (песня, танец, марш).
  6. Беседа с родителями о будущих изменениях в графике, дополнительной нагрузке ребёнка, связанных с обучением в «ДШИ»  и необходимости ежедневных домашних занятий для качественного обучения.

Во время прослушивания секретарь приёмной комиссии ведётся протокол, в который заносятся все результаты прослушивания и обсуждения членами комиссии кандидатуры ребёнка, претендующего на поступление в «Детскую школу искусств» на бюджетной основе.

Принимаются на обучение дети, получившие на приёмных испытаниях 14-15 баллов по всем показателям.

Музыкальный слух и вокальное интонирование

Музыкальная память, активность и эмоциональность восприятия

Наличие чувства ритма

5 баллов – чистое, выразительное пение отдельных звуков, мелодии.

5 баллов – точное воспроизведение голосом попевок, исполненных педагогом на инструменте, точное угадывание количества звуков, исполненных педагогом на инструменте (1,2,3 или много)

5 баллов – точное воспроизведение ритмического рисунка с определённой педагогом последовательностью долей, частотой и скоростью.

4 балла – относительно чистое, выразительное интонирование

4 балла – относительное воспроизведение голосом попевок, 1-2 ошибки при угадывании количества звуков.

4 балла – относительно точное воспроизведение ритмического рисунка.

3 балла – фальшивое, невыразительное пение.

3 балла – фальшивое воспроизведение голосом попевок, более 3-х ошибок при угадывании количества звуков.

3 балла – неверное воспроизведение ритмического рисунка.

 

 

 

 

Критерии отбора детей, поступающих в ДШИ

на обучение по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной  программе «Хореографическое творчество»

  1. Рассказать стихотворение, в котором оценивается выразительность, умение ребёнка эмоционально отреагировать на содержание стиха.
  2. Ответить  на вопросы о возрасте, имени, месте жительства,

 о своём  распорядке дня, где оценивается умение ребёнка в достаточной степени чётко сформулировать свою мысль.

  1. Типа сложения тела долихоморфный, определяется визуально.
  2. Оценка комиссией выворотности, подъема, гибкости, шага, прыжка, координации. Для этого ребёнку предлагается повторить за преподавателем несложные хореографические движения, характеризующие данные критерии.

            Выворотность ног – это способность поворачивать верхнюю    часть ноги в тазобедренном суставе вокруг оси так, чтобы    колено, голень, стопа свободно поворачивались наружу.

            Подъем – это внешняя выраженность продольного свода            стопы и возможность хорошо вытянуть стопу вместе с пальцами.

            Гибкость – определяет способность ребенка максимально         свободно прогнуться назад.

            Шаг – выявляет степень подвижности в обоих тазобедренных   суставах. Критерий величины шага является угол поднятой     ноги выше 90 градусов.

            Прыжок – его величина зависит от подвижности коленного,      тазобедренного и голеностопного суставов, а также от   функциональных особенностей мышц.

            Координация определяется согласованностью физических         навыков как равновесие, скорость и чувство времени, с   сигналами, поступающими от различных органов чувств,             направленной на успешное выполнение танцевального    движения (полька по кругу).

  1.  Ритмические и музыкальные способности выявляются маршировкой под музыку, выстукиванием простого ритмического рисунка хлопками в ладоши.
  2. Охарактеризовать исполненное преподавателем произведение с точки зрения характера (грустно, весело, и т.д.), направления мелодии (вверх, вниз), определение жанра (песня, танец, марш).

 

Параметры отбора

Описание задания

Критерии оценок

Выворотность

ног, подъём,

прыжки

- сидя и лёжа на коврике; лёгкость при исполнении прыжков, высота прыжка

Оптимальный (5 баллов) – в положении сидя, подтянув ноги к себе, ребёнок свободно кладёт колени на пол. Легко, свободно, высоко прыгает, зависает в воздухе.

Достаточный (4 балла) – в положении сидя, подтянув стопы к себе, ребёнок свободно кладёт колени на пол с помощью преподавателя, без боли. Достаточно высоко прыгает.

Удовлетворительный (3 балла) – в положении сидя, подтянув стопы к себе, ребёнок не может разложить колени на пол. Прыгает не достаточно высоко

Критический (2 балла) – с заданиями не справился

Гибкость, растяжка

- шпагат на правую ногу, на левую ногу, прямой, способность максимально прогнуться назад

Оптимальный (5 баллов) – сидя на полу, вытянув ноги вперёд, свободно наклоняется вперёд, ложится на ноги, лёжа на животе, свободно прогибается назад с помощью преподавателя.

Достаточный (4 балла) – сидя на полу, вытянув ноги вперёд, наклоняется вперёд, ложится на ноги с помощью преподавателя, лёжа на животе, прогибается назад с помощью преподавателя.

Удовлетворительный (3 балла) – сидя на полу, вытянув ноги вперёд, наклоняется вперёд, не ложится на ноги, лёжа на животе, прогибается назад с помощью преподавателя недостаточно.

Критический (2 балла) – с заданиями не справился.

Музыкальный слух

- повторить (спеть на нейтральный слог) сыгранную или пропетую преподавателем мелодическую фразу

Оптимальный (5 баллов) -  точное воспроизведение голосом мелодической фразы, исполненных педагогом на инструменте.

Достаточный (4 балла) – относительное воспроизведение голосом мелодической фразы.

Удовлетворительный (3 балла) – фальшивое воспроизведение голосом мелодической фразы.

Критический (2 балла) – с заданиями не справился.

Ритм

- воспроизведение предложенного ритмического рисунка в виде хлопков руками

Оптимальный (5 баллов) – точное повторение ритма в заданном темпе и метре.

Достаточный (4 балла) – достаточно точное повторение ритма в заданном темпе и метре.

Удовлетворительный (3 балла) – повторяет ритм с ошибками в невыдержанном темпе.

Критический (2 балла) – с заданиями не справился.

 

Принимаются на обучение дети, получившие на приёмных испытаниях 14-15 баллов по всем показателям.