Критерии отбора детей для обучения по
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства «Живопись»
При поступлении в Детскую школу искусств на обучение по ДПОП «Живопись» ребёнок должен выполнить творческое задание, оценивая которое приёмная комиссия выносит решение о возможности (не возможности) обучения по данной программе.
На вступительные экзамены поступающие приходят за 15 минут до начала экзаменов, самостоятельно устанавливают мольберты и табуреты. После выполнения задания подписывают свою работу, где указывают фамилию, имя и возраст печатными буквами. Неподписанные работы не рассматриваются. По окончании экзамена поступающие сдают работу преподавателю, только после этого могут покинуть аудиторию.
В качестве творческого задания ребенок должен выполнить рисунок натюрморта с натуры, состоящий из двух предметов, различных по форме и материалу, цвету и тону, и драпировок. Материалы – бумага А3, акварель, гуашь, кисти, палитра, емкость для воды. Срок выполнения – 4 академических часа.
Поступающий должен разместить предметы на листе, правильно передавать пропорции предметов и посредством цветопередачи выявлять объёмную форму предметов и их пространственное расположение.
Дополнительно, поступающий предоставляет приемной комиссии самостоятельно выполненные домашние работы на любую тему (пейзажи, натюрморты, портреты, фантазийные рисунки, иллюстрации, рисунки животных и т.д.). Не рассматриваются рисунки — скопированные, срисованные с любых изобразительных источников.
При отборе детей комиссия оценивает:
КОМПОЗИЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ: правильный выбор расположения листа – горизонтальное или вертикальное, в зависимости от постановки натюрморта, умение размещать предметы на листе.
ПРОПОРЦИИ И ФОРМА ПРЕДМЕТОВ: умение сравнивать предметы в натюрморте по масштабу и расположению, конструктивное решение изображаемых предметов, передача их пропорций, формы и характера.
ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ: умение смешивать краски и передавать цвет предмета наиболее реалистично, умение передавать основные цветовые и тональные отношения.
ПЕРЕДАЧА ОБЪЕМА: наличие у изображаемых предметов собственных и падающих теней, света и бликов.
ВЛАДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ: умение пользоваться выбранными для приемных испытаний художественными материалами.
Критерии оценки творческих способностей поступающих, необходимых для освоения программы «Живопись»
Каждое творческое задание-испытание (включая и домашнее) оценивается по пятибалльной системе с использованием трехкомпонентного оценивания выполненной работы: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку поступающих.
Фантазия: на первом этапе оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.
Композиция: предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции – для поступающих с подготовительного отделения школы (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.)
Техника исполнения: выразительность цветового решения предполагает наличие индивидуального цветового решения, законченность работы.
Оценочный балл
«Фантазия»
«Композиция»
«Техника исполнения»
Оптимальный
(5 баллов)
поступающий демонстрирует свое оригинальное решение задачи
все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно, при самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается
поступающий способен самостоятельно применять имеющиеся знания, умения, навыки в работе с различными художественными материалами и инструментами, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы
Достаточный
(4 балла)
решение поставленной задачи с небольшими замечаниями
имеются незначительные ошибки
поступающий допускает незначительные ошибки в применении тех или иных выразительных средств и способов их применения
Удовлетвори тельный
(3 балла)
использование готового шаблона, стереотипность мышления
грубые ошибки, поступающий плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов
в работе поступающего имеются серьезные ошибки в передаче цветового или графического решения задания
Критический
(2 балла)
полное отсутствие фантазии, воображения
отсутствие композиционных навыков
неряшливая, незаконченная или выполненная наспех работа
Критерии отбора детей, поступающих в
«Детскую школу искусств» на обучение по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», Духовые инструменты»
- Рассказать стихотворение, в котором оценивается выразительность, умение ребёнка эмоционально отреагировать на содержание стиха.
- Ответить на вопросы о возрасте, имени, месте жительства,
о своём распорядке дня, где оценивается умение ребёнка в достаточной степени чётко сформулировать свою мысль.
- Умение точно и чисто проинтонировать несложную мелодию в пределах квинты малой и первой октавы.
- Определение на слух количество одновременно звучащих нот.
- Спеть любимую песню под аккомпанемент фортепиано.
- Повторить ритмический рисунок за преподавателем, состоящий из четвертных, восьмых длительностей, услышать синкопу в ритме.
- Охарактеризовать исполненное преподавателем произведение с точки зрения характера (грустно, весело, и т.д.), направления мелодии (вверх, вниз), определить жанр (песня, танец, марш).
- Беседа с родителями о будущих изменениях в графике, дополнительной нагрузке ребёнка, связанных с обучением в «ДШИ» и необходимости ежедневных домашних занятий для качественного обучения.
Во время прослушивания секретарь приёмной комиссии ведётся протокол, в который заносятся все результаты прослушивания и обсуждения членами комиссии кандидатуры ребёнка, претендующего на поступление в «Детскую школу искусств» на бюджетной основе.
Принимаются на обучение дети, получившие на приёмных испытаниях 14-15 баллов по всем показателям.
Музыкальный слух и вокальное интонирование
Музыкальная память, активность и эмоциональность восприятия
Наличие чувства ритма
5 баллов – чистое, выразительное пение отдельных звуков, мелодии.
5 баллов – точное воспроизведение голосом попевок, исполненных педагогом на инструменте, точное угадывание количества звуков, исполненных педагогом на инструменте (1,2,3 или много)
5 баллов – точное воспроизведение ритмического рисунка с определённой педагогом последовательностью долей, частотой и скоростью.
4 балла – относительно чистое, выразительное интонирование
4 балла – относительное воспроизведение голосом попевок, 1-2 ошибки при угадывании количества звуков.
4 балла – относительно точное воспроизведение ритмического рисунка.
3 балла – фальшивое, невыразительное пение.
3 балла – фальшивое воспроизведение голосом попевок, более 3-х ошибок при угадывании количества звуков.
3 балла – неверное воспроизведение ритмического рисунка.
Критерии отбора детей, поступающих в ДШИ
на обучение по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Хореографическое творчество»
- Рассказать стихотворение, в котором оценивается выразительность, умение ребёнка эмоционально отреагировать на содержание стиха.
- Ответить на вопросы о возрасте, имени, месте жительства,
о своём распорядке дня, где оценивается умение ребёнка в достаточной степени чётко сформулировать свою мысль.
- Типа сложения тела долихоморфный, определяется визуально.
- Оценка комиссией выворотности, подъема, гибкости, шага, прыжка, координации. Для этого ребёнку предлагается повторить за преподавателем несложные хореографические движения, характеризующие данные критерии.
Выворотность ног – это способность поворачивать верхнюю часть ноги в тазобедренном суставе вокруг оси так, чтобы колено, голень, стопа свободно поворачивались наружу.
Подъем – это внешняя выраженность продольного свода стопы и возможность хорошо вытянуть стопу вместе с пальцами.
Гибкость – определяет способность ребенка максимально свободно прогнуться назад.
Шаг – выявляет степень подвижности в обоих тазобедренных суставах. Критерий величины шага является угол поднятой ноги выше 90 градусов.
Прыжок – его величина зависит от подвижности коленного, тазобедренного и голеностопного суставов, а также от функциональных особенностей мышц.
Координация определяется согласованностью физических навыков как равновесие, скорость и чувство времени, с сигналами, поступающими от различных органов чувств, направленной на успешное выполнение танцевального движения (полька по кругу).
- Ритмические и музыкальные способности выявляются маршировкой под музыку, выстукиванием простого ритмического рисунка хлопками в ладоши.
- Охарактеризовать исполненное преподавателем произведение с точки зрения характера (грустно, весело, и т.д.), направления мелодии (вверх, вниз), определение жанра (песня, танец, марш).
Параметры отбора
Описание задания
Критерии оценок
Выворотность
ног, подъём,
прыжки
- сидя и лёжа на коврике; лёгкость при исполнении прыжков, высота прыжка
Оптимальный (5 баллов) – в положении сидя, подтянув ноги к себе, ребёнок свободно кладёт колени на пол. Легко, свободно, высоко прыгает, зависает в воздухе.
Достаточный (4 балла) – в положении сидя, подтянув стопы к себе, ребёнок свободно кладёт колени на пол с помощью преподавателя, без боли. Достаточно высоко прыгает.
Удовлетворительный (3 балла) – в положении сидя, подтянув стопы к себе, ребёнок не может разложить колени на пол. Прыгает не достаточно высоко
Критический (2 балла) – с заданиями не справился
Гибкость, растяжка
- шпагат на правую ногу, на левую ногу, прямой, способность максимально прогнуться назад
Оптимальный (5 баллов) – сидя на полу, вытянув ноги вперёд, свободно наклоняется вперёд, ложится на ноги, лёжа на животе, свободно прогибается назад с помощью преподавателя.
Достаточный (4 балла) – сидя на полу, вытянув ноги вперёд, наклоняется вперёд, ложится на ноги с помощью преподавателя, лёжа на животе, прогибается назад с помощью преподавателя.
Удовлетворительный (3 балла) – сидя на полу, вытянув ноги вперёд, наклоняется вперёд, не ложится на ноги, лёжа на животе, прогибается назад с помощью преподавателя недостаточно.
Критический (2 балла) – с заданиями не справился.
Музыкальный слух
- повторить (спеть на нейтральный слог) сыгранную или пропетую преподавателем мелодическую фразу
Оптимальный (5 баллов) - точное воспроизведение голосом мелодической фразы, исполненных педагогом на инструменте.
Достаточный (4 балла) – относительное воспроизведение голосом мелодической фразы.
Удовлетворительный (3 балла) – фальшивое воспроизведение голосом мелодической фразы.
Критический (2 балла) – с заданиями не справился.
Ритм
- воспроизведение предложенного ритмического рисунка в виде хлопков руками
Оптимальный (5 баллов) – точное повторение ритма в заданном темпе и метре.
Достаточный (4 балла) – достаточно точное повторение ритма в заданном темпе и метре.
Удовлетворительный (3 балла) – повторяет ритм с ошибками в невыдержанном темпе.
Критический (2 балла) – с заданиями не справился.
Принимаются на обучение дети, получившие на приёмных испытаниях 14-15 баллов по всем показателям.