Как искусство спасёт экономику
Преодолеть кризис в экономике страны и успешно развивать её дальше под силу людям с художественным образованием. О том, как и почему это происходит, рассказала известный российский музыковед Дина Кирнарская. Её выступление прозвучало во время прошедшей 4 декабря 2013 года в Заречном Научно-практической конференции по вопросам духовно-нравственного воспитания личности.
Дина Кирнарская -- проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук. Автор бестселлеров «Классическая музыка для всех», «Музыкальные способности».
Фрагменты выступления Дины Кирнарской:
«Принцип, что художественное образование должно содействовать решению социальных задач, был сформулирован ЮНЕСКО. Такое образование способствует развитию креативной индустрии, в которой успешен тот, кто придумал, запатентовал что-то новое.
В 2002 году, когда ударил экономический кризис, индустрия моды, кинематографа, музыки, дизайна, изобретательства выросла за год на 14%. Человечество осознало, что его спасение – креативная экономика. Чтобы её стимулировать, необходимо подключить наше художественное образование, потому что в экономике действуют те же законы, модели поведения, что существовали на протяжении столетий в искусстве.
Рассмотрим 5 принципов, которые приведут нас к успеху и процветанию:
1. В искусстве всегда есть неопределённость, риск. Вы берётесь за сочинение и не знаете, сколько времени оно займёт, сумеете ли вы его продать. То же самое происходит в современной экономике. Кто мог подумать 5 лет назад, что Nokia будет на грани разорения, а торговля в Интернете широко разовьётся? Неопределённость и риск господствуют в современной экономике точно так же, как и в художественной деятельности.
2. В искусстве страшная конкуренция. На 8 стажёрских мест в Хьюстонской опере было 800 заявлений! Постоянный стресс, который испытывает человек искусства, конкуренция делают его невероятно устойчивым на рынке труда. Он гораздо более приспособлен к современной экономике, нежели кто-либо другой.
3. Искусство – школа дисциплины: время и место экзамена изменить нельзя. Бытует мнение, что человек искусства слишком чувствительный. Это не так. Он до крайности дисциплинированный и волевой. Более того, у него бывает вдохновение по заказу. Знаменитая «Герника» Пикассо была написана за месяц! Когда нужно что-то срочно сделать, случается аврал – знак современной экономики. Человек искусства к авралу хорошо приспособлен.
4. Искусство – это всегда командная работа, где есть почётные маленькие роли. Ты можешь мечтать стать солистом, но при этом всегда готов быть солдатом. Вот они, менеджеры среднего звена! Искусство воспитывает у человека навыки командной работы .
5. В искусстве действует принцип долгосрочности, отложенного результата. Шуберт получил признание после смерти. Он умер в 30 лет. Бренды в экономике тоже создаются не сразу, а планомерно, шаг за шагом, с сознанием того, что человек уйдёт, а созданный бренд останется.
Вот почему можно сказать, что занятия искусством – кратчайший путь к социальным навыкам, к успеху во всё, чем бы вы не занимались».
Дина Кирнарская дала рекомендации по воспитанию творческой личности:
Дина Константиновна, дайте рекомендации родителям по воспитанию успешных детей.
-- Сами родители должны заниматься искусством, как и дети, чтобы понять: психика развивается не прямым, а, условно говоря, косвенным образом. Вы думаете, можно научиться решать задачи, решая только их? Нет! Вы научитесь решать задачи, занимаясь музыкой, читая романы и рисуя пейзажи. Ресурсоёмкость художественного образования колоссальна. Это нужно использовать на все 100%.
-- Что конкретно могут сделать родители для своего ребёнка?
-- Найти для ребёнка хорошего педагога. Понимать, что человек иногда ленится, поэтому на ребёнка нельзя давить. Нужно найти золотую середину: не давить сильно, но и не пускать всё на самотёк.